Запись на приём врача психиатра-нарколога:
понедельник - пятница
с 13 до 17 часов
т. 39-13-12
ВЛИЯНИЕ НА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ХРОНИЧЕСКОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ИНТОКСИКАЦИИ.
С давних времен общество пыталось оградить детей и подростков от влияния алкоголя. Однако из века в век увеличивается производство спиртных напитков, расширяются контингенты употребляющих его людей. В XX веке и особенно в последние годы прослеживается четкая тенденция к увеличению числа случаев приема спиртных напитков детьми и подростками, к распространению пьянства среди молодежи и значительному «омоложению» алкоголизма.
Еще в 1931 г. Украинским психоневрологическим институтом с помощью специально разработанных анкет был проведен опрос врачей и педагогов ряда стран Европы и Америки по поводу употребления алкогольных напитков детьми. Ответы 50 специалистов из 27 стран показали широкое распространение употребления спиртных напитков детьми и подростками в ряде капиталистических стран. Согласно этим ответам, во Франции употребление спиртных напитков было широко распространено среди детей и подростков, нередки были случаи прихода детей в школу пьяными. Детям не запрещали употреблять спиртные напитки и очень рано прививали любовь к винам, шампанскому и ликерам. Большинство бельгийских детей привыкло к употреблению вина и пива. В Италии в ряде мест до 70% детей школьного возраста употребляли алкогольные напитки. В Англии девочки, еще не окончившие школу, пили «коктейли, шампанское и ликеры, а по временам и виски с содовой»
Широко было распространено употребление спиртных напитков среди детей и подростков в дореволюционной России. По статистическим данным, на основе многократных обследований начальных и средних учебных заведений установлено, что 75% школьников и почти 50% школьниц систематически употребляли спиртное в разных количествах. В деревнях свыше половины детей хорошо знали вкус спиртных напитков. Не менее тревожным было положение и в городах.
Массовый характер пьянства среди школьников привлекал внимание русских врачей и общественных деятелей к этой проблеме. В Москве в 1910 г был организован «Кружок деятелей по борьбе со школьным алкоголизмом». В 1913 г в сообщении о работе кружка следующим образом охарактеризовано положение с пьянством среди детей и предполагаемые меры борьбы с ним:
I. Потребление спиртных напитков детьми школьного возраста — явление широко распространенное.
II. Доказано, что алкоголизм взрослых зарождается в школьном и юношеском возрасте.
III. Предупредительные меры борьбы с болезнью всегда более существенны и важны, чем меры лечебные; поэтому борьба со школьным алкоголизмом плодотворнее, чем борьба со сформировавшимся алкоголизмом взрослых.
IV. Из всех мер борьбы с алкоголизмом — одна из самых важных — просвещение детей школьного возраста относительно свойств алкоголя и последствии его употребления.
V. Поэтому необходимо ввести обязательное противоалкогольное обучение в школах для учеников и лекции по алкоголизму в учительских семинарах для учителей.
VI. Наряду с этим необходимо неустанно распространять сведения по алкогольному вопросу и между взрослыми.
VII. Необходимо также энергично лечить алкоголиков».
Первые пять положений не возбуждают никаких недоумений, но может возникнуть вопрос, почему кружок деятелей по борьбе со школьным алкоголизмом вводит в программу своей деятельности и противоалкогольную пропаганду среди взрослых, а также лечение взрослых алкоголиков.
Дело в том, что произведенными в России исследованиями было установлено, что к употреблению спиртных напитков приучают детей взрослые, чаще всего родители; наблюдения показали, что даже в «образованных» семьях родители смотрят на алкоголь как на напиток- для детей весьма полезный, укрепляющий и содействующий росту.
Еще более широкое употребление спиртных напитков и злоупотребление ими отмечается в последние годы. Недавно западногерманский буржуазный журнал «Шпигель» опубликовал статью «Алкоголизм среди молодежи — новая болезнь» В редакционном вступлении к этой статье проблема алкоголизма среди молодежи ФРГ характеризуется следующим образом: «Минимум 100 000 западногерманских юношей и девушек, часто детей в возрасте 10—12 лет, — алкоголики. Ни врачи, ни политические деятели не знают средств борьбы с этой постоянно расширяющейся эпидемией среди молодежи. Бутылка ходит по кругу в школах и на улице, в провинции и в крупных городах. По словам одного ученого, «подрастает поколение алкоголиков, которое доставит еще много неприятностей нации».
Постоянно пьющее окружение, — говорится далее, — несомненно, одна из причин молодежного алкоголизма. Ведь даже взрослые немцы никогда не пили так много, как сейчас. Ясно, что здоровью множества детей, молодежи и всех граждан грозит серьезная опасность. Например, в психиатрическую клинику Франкфуртского университета поступают уже первые подростки с белой горячкой, что представляет собой новое явление». В единственную больницу для молодых алкоголиков Кирх-хаймоболанден привозят детей-алкоголиков в возрасте 12—14 лет.
16-летний юноша без колебаний принял приглашение своего 15-летнего одноклассника: «Приходи ко мне на вечеринку, там будет что выпить». Томас, изрядно напившись, вел себя буйно, а потом затих. Поздно вечером он свалился со стула, на который его усадили веселящиеся приятели. Смерть наступила в результате остановки сердца.
15-летняя школьница, обратившаяся к врачу, была в отчаянии. Издерганная домашними ссорами, она уже давно потеряла сон. И для того чтобы забыться, она каждый вечер выпивала полбутылки бренди. «Печальная участь девушки, — говорится в статье, — уже предрешена». Подобным же образом предрешена судьба десятков тысяч западногерманских подростков, тянущихся к бутылке.
По опубликованным Пейсом (1978) данным, в США насчитывается около 500 тыс. подростков, страдающих алкоголизмом. Директор Национального института по проблемам алкоголизма Чейфец (1978) сообщил, что, согласно подсчетам, один из каждых 7 учащихся старших классов средней школы напивается по крайней мере раз в неделю.
В Советском Союзе показатели заболеваемости алкоголизмом ниже, чем в большинстве экономически развитых стран. С победой социализма в нашей стране ликвидированы социальные причины алкоголизма, такие как эксплуатация человека человеком, безработица, нищета, человеконенавистничество. В условиях нашей действительности ликвидированы основные причины алкоголизма, однако, как отмечали участники дискуссии «Экономика и алкоголизм», существует еще множество причин, способствующих росту пьянства, и в нашей стране.
Это скверные бытовые традиции, не отмирающие, а культивируемые; отставание у определенной части граждан уровня образования и культурных потребностей от уровня благосостояния; диспропорция между свободным временем мужчин и женщин; терпимость к пьянству со стороны общественности и руководителей, из которых многие сами изрядно пьют; робость в борьбе с самогоноварением; глубоко ошибочное представление у некоторой части населения об истинных свойствах алкоголя; рост нагрузок на нервную систему и неумение найти разрядку иначе, как в похмелье; отсутствие антиалкогольного воспитания в школе; доступность водки и других крепких спиртных напитков.
Как мы уже неоднократно говорили, пьянство взрослых, дурной пример родителей в ряде случаев толкают подростков к рюмке. Мировая статистика показывает, что рост пьянства и алкоголизма среди взрослых приводит к увеличению числа случаев употребления и злоупотребления алкогольныминапитками среди детей и подростков.
Детство и подростковый возраст — это время формирования личности человека, его жизненных установок, отношения к окружающему, накопления знаний, время развития необходимых ему в последующей жизни основных морально-этических навыков: объективного восприятия окружающего, сдерживания грубых проявлений отрицательных эмоций, развития волевых качеств, аналитического конструктивного типа мышления.
Как уже говорилось, алкоголь, принятый даже в малых дозах, оказывая вредное действие на анатомические структуры (клетки, ткани, органы), вызывает нарушение их функций и функций целых систем организма, мешая их нормальному естественному развитию, способствуя формированию патологических, нездоровых ответов физиологических систем организма на обычные, привычные для организма раздражители.
Чем моложе ребенок, тем сильнее проявляется токсическое влияние алкоголя на его организм. Особенно опасен алкоголь для ребенка, если он употребляется систематически в течение продолжительного времени.
Описано заболевание мальчика 4,5 лет, которому с 7-месячного возраста от болей в животе ежедневно давали по 10—20 г, а после года по 50—80 г водки, разведенной подслащенной водой. У мальчика развилась потребность в алкоголе. Без алкоголя он не мог заснуть ни днем, ни ночью. На 3-м году жизни умственное развитие его приостановилось, речь стала медленной, произношение невнятным. Затем пропал аппетит, появился частый жидкий стул, ребенок стал худеть, у него увеличилась печень. Мальчика поместили в больницу, где после проведенного лечения его состояние улучшилось. Однако через 3 мес. его состояние вновь ухудшилось и он умер, несмотря на принятые врачами меры.
Непосредственной причиной смерти явился алкогольный цирроз печени.
Наглядный пример хронического алкоголизма у ребенка приводит Е. М. Лубоцкая-Россельс[1]: «Много лет назад на одной из улиц швейцарского городка Берна был подобран 6-летний мальчуган в бессознательном состоянии. Изо рта ребенка буквально несло спиртным. В больнице он пришел в себя только через 17 ч, но еще два дня не мог произнести ни слова. Лишь на 6-й день мальчик вспомнил свое имя, имя матери и свой адрес. Мать ребенка оказалась пьяницей-бродягой. Она ежедневно поила сына водкой, чтобы скорее от него отвязаться. Через 10 дней у мальчика начались повторные судорожные припадки, и вскоре он погиб. По заключению врачей, смерть произошла вследствие раннего и продолжительного употребления алкоголя».
Случаи пьянства среди подростков всегда вызывают тревогу. У подростка раннее привыкание к алкоголю затормаживает нормальное гармоничное развитие личности, калечит ее. Изменяется круг его интересов, появляются несдержанность, раздражительность, быстрая утомляемость, снижается успеваемость, нарушается сон. Часто формируется новый круг знакомых, «дружков», составляющих компанию в распитии спиртного.
Пример влияния алкоголя на умственное развитие ребенка приводит профессор Д. Д. Федотов: «Недавно у меня на приеме была одна больная Ф. — девушка 17 лет, с бледным лицом, недоразвитой детской фигурой. Она не знает самых простых вещей, ее затрудняют задачи, доступные 12—13-летнемуребенку. Умственная и физическая недоразвитость больной бесспорна. Но в чем причина такого состояния?
С плачем мать больной рассказывала: отец пьет,часто в доме собирались братья отца, тоже любившие выпить. Ради забавы отец и гости угощали 8-летнюю девочку пивом и вином. С годами она начала отставать в школе, стала нервной и раздражительной, кричала ночами, чего-то боялась».
Наблюдения врачей и педагогов неоспоримо свидетельствуют о резко выраженном отрицательном влиянии употребления алкоголя на формирование личности, умственные способности, морально-волевые качества, успеваемость, дисциплину детей и подростков. Эффекты разрушительного действия алкоголя на организм и психику ребенка бесспорны, не требуют экспериментального подтверждения, тем более, что подобные эксперименты были бы антигуманны. Однако в конце прошлого века такие исследования проводились
В медицинской литературе описаны результаты работы врачей и педагогов Вены, которые оценивали влияние алкоголя на успеваемость школьников. В таблице представлены результаты их исследований, убедительно иллюстрирующие пагубное влияние алкоголя на успеваемость учащихся.
Французский врач Демме (1895) сообщил об опыте, который был проведен двумя отцами над своими детьми. В течение нескольких месяцев двум мальчикам во время еды давали выпить по 100 мл виноградного вина, разбавленного водой. Затем в течение такого же времени мальчикам спиртного не давали. В период приема вина дети после наступавшего вначале оживления становились затем вялыми, сонливыми. В школе успеваемость у них прогрессивно снижалась, а их поведение ухудшалось. Занимались они с трудом, у них значительно ухудшилась память, снизилась способность к заучиванию и пересказу прочитанного, испортился почерк. Они стали допускать много ошибок в математических действиях при решении задач. В то же время появились нехарактерные для них ранее равнодушие, беспечность: они не проверяли свои контрольные работы, правильность решения задач. Стали наблюдаться новые черты в их характере, дерзость, заносчивость, замкнутость.
Надо сказать, что алкоголь в короткое время может изменить характер ребенка, сделать его не только несдержанным, угрюмым, неуравновешенным, но может толкнуть и на совершенно немотивированные действия.
Пьянство лишает молодежь активной жизненной позицииспособствует формированию потенциально опасных характеров.
Как известно по статистическим данным, во всем мире алкоголизм «помолодел». Тем не менее хронический алкоголизм у подростков — явление относительно редкое. Более распространены и вызывают не меньшие опасения факты пьянства среди молодежи. Систематическое употребление подростком алкоголя влечет за собой быстрое развитие симптомов алкоголизма. Поэтому раннее выявление у подростка склонности к употреблению алкоголя имеет большое значение для своевременного принятия наиболее эффективных мер на фоне еще не сформировавшегося заболевания алкоголизмом.
Алкоголизм у подростков приобретает злокачественное бурное течение. Он формируется у подростков в 3— 4 раза быстрее, чем у взрослых. Очень быстро проявляется постоянное влечение к спиртным напиткам, развиваются изменения личности, приводящие к утрате ситуационного контроля при употреблении алкоголя, к нарушению социальной адаптации.
С развитием алкоголизма подростки перестают скрывать, маскировать состояние опьянения дома и в школе. Появление подростка дома или в школе в состоянии алкогольного опьянения может свидетельствовать о снижении его нравственных установок, что нужно считать весьма тревожным симптомом.
По мере прогрессирования заболевания у многих подростков изменяется тип опьянения: на смену эйфории приходит злобность, агрессивность.
Привыкшие к вину подростки и юноши — это основной резерв «армии алкоголиков».
Широко известна обсуждавшаяся выше пагубная роль пьяного быта в привыкании подростков к алкоголю. Немалую роль в этом играет и влияние сверстников, особенно более опытных, тех, кто немного постарше и пользуется у подростков авторитетом. Нередко подростки пьют, чтобы не отстать от компании, показать свою самостоятельность, храбрость, выносливость, казаться старше своих лет. Это стремление к самоутверждению, поддержанию ложно понимаемого мужского достоинства способствует формированию среди подростков так называемых алкогольных групп. Влияние пьющих сверстников еще более усугубляется в случаях неблагополучия в семье, отчужденности в отношениях с близкими, родителями, родственниками.
Психиатр И. К. Янушевский (1959), проанализировав причины, под влиянием которых дети и подростки приобщились к спиртному, пришел к выводу, что 39% из них к употреблению спиртного приучили родители, 33% подражали взрослым, 25% приучили старшие товарищи, в 3% случаев причины не установлены. Очень наглядные цифры!
Отсутствие критического отношения к своему состоянию, отрицание болезни характерно для больных хроническим алкоголизмом. Характерно это и для юношей, пристрастившихся к алкоголю. В данном случае правильно, критически оценить свое поведение им мешают еще и свойственные их возрасту бравада, желание казаться взрослее.
В молодом возрасте все алкогольные нарушения психики развиваются катастрофически быстро. Быстро может возникнуть и такое осложнение алкоголизма, как алкогольный психоз. Если у взрослых развитию алкогольного психоза предшествуют долгие годы алкоголизации, то у подростка это заболевание может развиться уже через несколько месяцев после начала систематического употребления алкоголя.
Описан случай алкоголизма, развившегося у мальчика 9 лет: в возрасте 8 лет он жил у деда и случайно попробовал брагу, после чего был весел и дурашлив. Так как у деда всегда была брага, мальчик стал потихоньку ее пить и, если дед отказывал, бежал к соседям, просил у них хмельного. Так продолжалось около 2 мес. Узнав об этом, мать взяла сына домой. Дома он требовал брагу, бил мать. Спустя несколько дней у мальчика развился психоз: он все время к чему-то прислушивался, отказывался от еды. Мальчик был госпитализирован в психиатрическую больницу. Потребовалось длительное лечение, прежде чем он был выписан домой.