ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ДУХОВНЫЕ ПРИЧИНЫ АЛКОГОЛИЗМА И НАРКОМАНИИ

Психологические и духовные причины алкоголизма и наркомании.
Колегова Г.В. врач психиатр нарколог
Медико-просветительский центр
имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого)
г. Сыктывкар

Актуальность проблемы ощутима уже каждым гражданином России, уже нет нужды обращаться к статистическим данным. Иллюстрация катастрофического положения видна каждому. Мы её видим воочию ежедневно. Алкоголизм и наркомания наносят глубокий вред основным ипостасям человеческого существования.
 

• Это биологический вред: передача генетической предрасположенности к зависимости от алкоголя и наркотиков
• социальный
• криминальный.
• самый трагический вред - личностный - человек теряет лучшие черты своей личности, духовность. В конечной стадии алкоголизации - они все "на одно лицо".
 

XIII Всемирный Русский Народный Собор с принятием резолюции «О неотложных мерах по защите от алкогольной угрозы» под руководством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, обращается к Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства, Федеральному Собранию, а также к соответствующим органам государственной власти Украины, Белоруссии, Казахстана, Молдовы с просьбой рассмотреть вопрос о принятии ряда мер, которые смогли бы реально защитить общество от алкогольной угрозы и содействовать принятию мер по защите здоровья и благополучия человека, общества и государства.
Это был крик души России. Не откликнуться было невозможно.
Но, просмотрев все новейшие публикации на эту тему, с сожалением должны отметить, что от констатации факта до действий не продвинулись ни на шаг. Речь снова и снова идёт о факте гибели России от алкоголизма и о мерах по внешнему ограничению: о повышении цен на алкоголь, о запрещении употреблять там-то и тогда-то.…Всё это уже было. Это тупиковый путь. Транснациональные корпорации окутали сетями весь мир. И они никогда не откажутся от своих доходов.
Бессилие общества остановить процесс деградации и смертности населения от алкоголизма и наркомании подтверждают давнюю истину: «Без Бога не до порога…»
Как воздух стала необходима помощь православной Церкви в решении проблем пьянства и наркомании.
 

Прежде чем обратиться к непосредственным психологическим и духовным причинам алкоголизма и наркомании, выделим из множества два момента:
1. «Не в вине вина» По определению митрополита Антония Храповицкого
«пьянство есть производное других страстей, иногда не вполне ведомых своей жертве». Россия занимает первое место по числу женщин, лишенных материнских прав, по количеству брошенных детей…будущих больных алкоголизмом. В нашей стране более 700 специальных школ, в которых живут брошенные дети родителей - алкоголиков.
Гены.… Именно гены контролируют количество ферментов, перерабатывающих спирт. При недостатке этих ферментов возникает высокая чувствительность к алкоголю. В свою очередь алкоголь подавляет выработку так называемых «ферментов счастья» - эндорфинов. Недостаток этих веществ вызывает острую потребность получить их извне. И порочный круг замыкается. Химически пораженный мозг и тело человека приобретают необратимые изменения. А потом переходят из поколения в поколение. Современные дети - это уже четвертое поколение людей, «потерявших Бога» - 30-е, 50-е, 70-е, 90-е…и имеющих тот самый «генетический дефицит радости» и отсутствие духовного воспитания.
2. Алкоголизм и наркомания как психические заболевания неизлечимы.
При алкоголизме поражается вся человеческая сущность и дух, и душа, и тело. Можно добиться длительной ремиссии, но излечить силами только медицины нельзя. Психотерапевтические методы дают длительную ремиссию воздержания, но даже возвращенная в прежнее состояние душа не способна долго быть устойчивой и стоит только алкоголю попасть в организм - болезнь возвращается.
Дух таких больных давно порабощён душой, которая в свою очередь находиться в плену безумного влечения к алкоголю или наркотикам.
Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях алкоголизма и наркомании, с состраданием относясь к жертвам этих страшных духовных и душевных заболеваний, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном вовлечении больных в евхаристическую и общинную жизнь.
Профилактика не только в смысле просвещения о последствиях этих заболеваний: все давно знают, чем заканчивается пьянство и наркомания, только почему-то это никого не останавливает.
А нам нужна профилактика, которая выработает духовную броню для этих, уничтожающих мозг заболеваний.
Профилактика, вырабатывающая стойкий духовный иммунитет против психических вирусов алкоголизма и наркомании.
Единственное место, где формирование такого иммунитета возможно - это семья.
Алкоголь - главная причина разрушения семьи.
Но и духовно больная семья - главная причина пьянства.
 

Прежде чем дать какие-то рекомендации, давайте посмотрим, в каком состоянии находится среднестатистическая семья, которая как раз и употребляет среднестатистическую норму алкоголя 18 литров в год..
 

1. Отсутствие любви в семье.
Бог создал два очень разных существа: мужчину и женщину. Почему таких разных? «Для любви». Чтобы люди дополняли и любили друг друга. Без любви человек не может быть целостным. Любовь, настоящие чувства между мужчиной и женщиной возможны только в браке. И вот почему.
В Библии союз мужа и жены назван не просто четой возлюбленных или супружеской парой. Употреблён более сильный образ - «одна плоть». Это выражение «одна плоть» символизирует таинство теснейшего физического, душевного и духовного единения супругов, освященное Церковью в Таинстве брака.
Как просты эти природные законы, так же просто и уже незаметно для нас они нарушаются. Между тем извращение этих простых правил приводит к страшным последствиям.
«Моя душа на все замки закрыта от всех людей на миллионы дней»
или: «мы входим в мир, где психологическое одиночество станет настоящей эпидемией».
Такие поются песни и так говорят и пишут современные психологи.
И только в браке остаётся надежда найти ту душевную близость, которая не позволит нам чувствовать себя одинокими.
Но как часто современная семья способна дать человеку душевный покой и душевное единство?
Не без помощи СМИ люди стали бояться брака. Предлагается модель поведения с браком вообще несовместимая. Юноша должен быть безответственным, грубым, независимым, циничным, как можно позже вступать во взрослую жизнь. Девушек воспитывают как будущих «стерв», которые умеют хорошо устроиться, манипулировать мужчинами, давать отпор. А в последний писк моды: « он - девочка: она - мальчик»? Главные лозунги: «бери от жизни всё» и «ты этого достойна». Разве расцветёт любовь в браке между такими людьми, разве могут дети, рождённые в таких семьях чувствовать душевное тепло. Холод и одиночество приведут такую семью к алкоголю и наркотикам.
 

2. Распространение и узаконение блуда.  
Сожительство даже с одним постоянным партнером в так называемом гражданском браке не предполагает настоящей любви и ответственности за любимого, за детей. Какая же это любовь, если люди как бы изначально договариваются: «сегодня мы вместе, а завтра разбежались».
Как это отражается на детях, родившихся в таком браке?
Соединение мужчины и женщины - это соединение двух генетических родов. При этом мать и отец как ствол, на котором распускаются ветви и цветы новой жизни. Может ли возникнуть целостная личность на стволе, который не соединён как следует, расщеплён.
Не благословлён. И личность, рождающаяся в таком «союзе», безусловно, будет расщеплена в глубинах своей родовой памяти, своего бессознательного.
В лучшем случае это заканчивается неврозом: он сопровождается эндогенной внутренней непонятной тревогой, приобретающей характер панических атак, депрессией, тягой к самоуничтожению.
И как вариант избавления от тягостных душевных состояний - алкоголь и наркотики.
 

3. Неполные семьи.
Прежние функции брака девальвировались. Статус, деньги, секс и даже дети - всё это случается в современном обществе и помимо брака. И потому молодые люди часто говорят: «А зачем он нужен этот брак? Вполне можно и без него. Даже лучше».
Люди стали в целом более безразличны друг другу, не стремятся и не успевают построить глубоких отношений. Их теперь, как правило, связывают дела, а не отношения.
Уже не говорят: «люблю всем сердцем», говорят: «займёмся любовью»
Всё чаще в нашем обществе свободные, материально обеспеченные бизнес-леди решают рожать своих сыновей без обременительных забот, связанных с мужем. Знают ли они каким внутренним конфликтам подвергают они своих детей, лишая их гармоничного развития личности? Такие дети, идентифицируясь только со своими матерями, имеющими мужественный вид, приобретают глубокие дефекты в психическом развитии. Главными из них являются психический инфантилизм и неправильное понимание своего пола.
Наличие денег и отсутствие отца при весьма светском воспитании почти всегда приводит к поиску удовольствий, связанных с наркотиками.
 

4. Нарушение патриархальных устоев семьи.
Когда во главе семейства находится мужчина, муж - семья и дети под благодатью Божией.
А помощницей главе семьи в этом послушании…(именно помощницей, а не наставницей, не учительницей) становится его жена. Она находиться в послушании своему мужу, поэтому благодать идёт и на неё. Дети, видя послушание родителей, тоже растут послушными, и благодать идёт на них.
Вот когда иерархия соблюдается , то в семье идёт всё гармонично.
Благодать подобна соку, находящемуся в живом растении: если перерезать у растения какую-то ветвь, сок перестаёт туда поступать, и лист или ветка отмирают.
Точно так же и в отношении семьи: если на каком-то уровне нарушается течение благодати, нарушается эта Богом данная иерархия, то семья испытывает серьёзные трудности.
Это духовный закон, который никто отменить не может, знают об этом люди или не знают. Нарушение этого закона приводит к разводу.
А что такое развод? «Одна плоть» разрывается!
Что такое развод для ребёнка? Ощущение краха. Крушение мира. Его душа, глубинная психика разрезается как бритвой.
 

5. Потеря целомудрия.
В основе семейного счастья заложено то, что в православии называют обычным словом - целомудрие.
Это то слово, которое сейчас стараются затереть, убрать из нашего лексикона.
Целомудрие - это целостность ума, не загрязнённого страстями, когда вершиной всего является Бог, и всё идёт, опираясь на духовность.
По мысли преподобного Нила отсутствие воздержания во время беременности наносит огромный духовный вред плоду. Не обязательно, что он родиться с каким-либо телесным недостатком, но осквернённый духовно, он приобретает дурные врождённые склонности, в том числе влечение к постоянному получению удовольствия - гедонизму. Именно это влечение является основополагающим при алкоголизме и наркоманиию
 

6. Искажение образа матери.  
Образ матери - это мощный бессознательный символ, который храниться в нашей родовой памяти. И от того, как современный облик матери соотноситься с этим символом зависит психическая целостность ребёнка.
Жертвенная любовь, чистота и нежность, кротость и в то же время нравственная стойкость - эти ассоциации связаны с образом идеальной матери.
Наблюдая за девочками, исповедующими ислам в Барселоне, Москве, студентками в Нижнем Новгороде, отмечаешь, как будучи современными, они хранят в своём поведении и одежде свои традиции, освященные веками.
И невольно с горечью видишь наших русских девочек в джинсах с низким поясом, с голыми пупками спереди, демонстрирующие не только нижнее бельё сзади. Добавить к этому сигарету во рту, тату и пирсинг, и отсутствие краски стыда на лице…
С каким символом ассоциируется такой образ? Одетые таким образом женщины в генетической нашей памяти работали в соответствующих заведениях и никак не могли быть матерями.
Чем грозит это семье? От желания выглядеть сексуально до измены - полшага.
Даже если семья после этого сохраняется, разбитое сердце мужа уже не склеить и даже если склеить, не напиться из этой чашки. Горечь, ревность, разочарование, тоска. Запои, заканчивающиеся «…и наяву чертей я вижу».
Но самое главное: мальчик, выросший в подобной семье, жениться на такой же женщине. За четверть века моих наблюдений эта патологическая закономерность подтверждалась почти всегда.
 

7. Аборты.
Однажды содеянное и нераскаянное матерью убийство-аборт приводит к тому, что она сама теряет способность любить и не может развить это чувство у своих последующих детей. Недостаток материнской любви приводит к потере смысла жизни, развивается депрессия и как следствие возникает поиск суррогатов удовольствий - алкоголя и наркотиков.
Даже мысли о прерывании беременности при внутриутробном развитии, влияют на формирование психических процессов рождающегося ребёнка. Навсегда в жизни этих детей будет чувство страха смерти, панические атаки иногда настолько сильные, что приводят к самоубийству.
И это всё причины алкоголизма и наркомании, так как эти заболевания тоже способ самоубийства, как физиологического, так и психического.
Церковь как мать хранит простые правила жизни, предупреждает и сокрушается нашей непонятливостью. Простые правила формирования семьи - это не просто предписания церкви.
Это включено в наши гены, как биохимические реакции, как механизмы дыхания и биения сердца.
Всё что нужно для того, чтобы остановить расползающееся и поглощающее людские судьбы и жизни черное пятно алкоголизма и наркомании - это жить в Церкви, с её устоями и веками накопленным духовным богатством.
Женится по душевной любви. Венчатся.
Соблюдать целомудрие в браке.
Крестить своих детей. Научится самим, и научить детей простыми молитвами ограждать себя от такого зла как алкоголизм и наркомания.
Эти простые истины являются первичной профилактикой алкоголизма и наркомании.
Занимаясь вопросами профилактики алкоголизма и наркомании, православный врач обязан учитывать духовные причины возникновения этих заболеваний. Важной чертой совершения при этом служении должно быть чёткое сознание границ – врач занимается врачеванием тела, тогда как Церковь посредством таинств и пастырского кормления занимается врачеванием душ. Врач не может и не должен заниматься духовничеством, видя, что пациент нуждается в этом. Его задача переадресовать такого человека к священнику, помочь ему понять нужду в обращении к пастырю и участию в церковных таинствах. Наиболее плодотворным оказывается сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным, к которым и относятся наркологические больные, при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника.
Колегова Галина Владимировна, 167000 г.Сыктывкар, республика Коми, улица Первомайская 62, 6 этаж. телефоны 8 963 486 93 89; +7(8212) 39-13-12;

Список использованной литературы:
Библия. Москва 1992 (Быт. 2, 24) (Ефес. 5, 24 - 33; 1 Петр. 3, 1 - 7). (Матф. 19, 5 - 6). (Ефес. 5, 24 - 33; 1 Петр. 3, 1 - 7). (1 Петр. 3, 1 - 8; 1 Кор. 7, 16). (I Петр. 3,1) (I Тим. 2, 11 - 12). (1 Петр. 3, 7) (Матф. 5, 32)
1. Блохина Н. Н., Калягин А. Н. Нравственность врача в представлении И. А. Ильина (к 120-летию со дня рождения) // Сибирский медицинский журнал. — Иркутск, 2004. — Т. 43. № 2. — С. 95-99.
2. И.А.Ильин. Путь духовного обновления, Гл.5 О семье и воспитании М., Русская книга, 1996
3. А.И. Осипов. Брак — таинство богочеловеческое. Из лекции профессора А.И. Осипова в 2005 году в храме Илии Пророка (Москва).
4. "Справочник православного человека. Таинства Православной Церкви" (Даниловский благовестник, Москва, 2007)
5. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» Х. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности, Архиерейский Собор, Москва 2000г.,
6. Резолюция XIII Всемирного Русского Народного Собора «О неотложных мерах по защите от алкогольной угрозы» Москва, 23 мая 2009 г.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" Принят Государственной Думой 7 июля 2011 года
8. Фрейд А., Фрейд З. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов (Сб. раб.). — СПб.: В. — Е. Институт Психоанализа, 1997
9. Фрейд З. По ту сторону принципа наслаждения. Я и Оно. «Эксмо-пресс» Москва1998
10. Ю. Арзуманов, И. Наговицина. Ст. «Генетические аспекты алкоголизма». «Русский медицинский журнал» том 5, № 14, 2001.
11. Э.Эриксон Идентичность: юность и кризис М.: Прогресс, 1996
12. Е.Бурмистрова детский, семейный психолог. По материалам сайта "Православие и мир".